В сфере недвижимости под воздействием экономического кризиса возникла и активно развивается новая форма аренды: представители малого и среднего бизнеса все чаще снимают в аренду не офис, а рабочее место.
Питерская инвестиционная управляющая компания «Офис-М», основанная в 2009 году, была первой, кто вывел данный вид услуг на российский рынок.
Идея оказания подобных услуг возникла, когда во время коллапса офисной аренды стали одна за другой закрываться фирмы-арендаторы. Освободившиеся офисы пустовали, стоимость аренды падала, так как предложение намного превышало спрос. В таких условиях и было принято решение сдавать в аренду не этажи и офисы, а оборудованные рабочие места.
Помочь эффективно развиваться малому и среднему бизнесу в эпоху кризиса – стало основной идеологией компании «Офис-М», основным направлением деятельности которой, являются инвестиции в коммерческую недвижимость. Андрей Иванов, директор компании, рассказывает, что первым открылся офис на набережной реки Фонтанки, 28. Затем аналогичные центры стали открываться на Невском проспекте.
Сегодня компания предлагает комплекс услуг. Это как аренда на длительный срок полностью оборудованного рабочего пространства с полным комплексом обслуживания («Мини-Офис»), так и аренда на более короткие промежутки времени переговорных комнат, рабочих мест и кабинетов («Офис на час»). Также можно воспользоваться услугой «Виртуальный офис», которая включает вместе с полным спектром почтово-секретарского обслуживания и возможностью проводить встречи в офисе класса «А» еще и предоставление юридического адреса.
Сегодня, начиная свое дело, предприниматель сталкивается с рядом проблем, одна из которых – необходимость открыть собственный офис. И дело не только в том, что стоимость аренды необоснованно высока. Оплачивая арендную плату, арендатору приходится самостоятельно решать вопросы телефонизации офиса, доступа к Интернету, охраны и уборки помещений. Кроме того, если разобраться, из всей арендуемой площади полезная площадь составляет не более 60%, остальная просто не используется.
Представителям малого и среднего бизнеса в этой ситуации выгодно пользоваться услугами мини-офисов, так как это практически то же самое, что и работа в офисе, но клиент занимает лишь то пространство, которое ему необходимо, а не огромный кабинет. И в отличие от коворкинга, когда люди объединяются, чтобы работать вместе, причем часто такие объединения возникают спонтанно и хаотично, в мини-офисах не возникает проблем с уборкой и охраной помещений.
Стартовые затраты проекта по сдаче в аренду рабочих мест были довольно высокими. Некоторые помещения приходилось приобретать в собственность. Те помещения, которые уже были в управлении компанией, сдавались поэтапно, а не оптом, как было бы намного проще.
Помимо всего прочего, каждый объект, так или иначе, требовал ремонта, если не капитального, то хотя бы косметического. К этому прибавились затраты на телефонизацию, Интернет, проведение коммуникаций. И это еще не все: мебели, которая подходила бы для мини-офисов, в продаже нет, её пришлось изготавливать под заказ. Также прибавились затраты на рекламу и продвижение, оплату труда квалифицированных специалистов и организацию их рабочих мест.
На начальных этапах ведения данного бизнеса возникают определенные сложности.
Во-первых, достаточно трудно найти подходящий объект. Для Санкт-Петербурга важно, чтобы офисный центр был расположен недалеко от метро. В то же время, первые офисы компания старалась открывать в центре города. Свободных зданий оказалось немного, да и те находились в плачевном состоянии.
Во-вторых, проблемой было то, как понимают услугу потенциальные клиенты. У многих слово «мини-офис» часто ассоциируется с чем-то наподобие коммунальной квартиры или ангаром на 500 человек. Но с этой проблемой сотрудники Офис-М успешно справляются: потратив какое-то время на то, чтобы объяснить суть предложения, они видят, как непонимание сменяется живым интересом.
Ну и, в-третьих, проблема нехватки времени, она постоянна. Иногда у сотрудников просто физически нет возможности сделать то, что было запланировано на день.
Компания тщательно подходит к выбору объекта. На это влияет не только его расположение и состояние. Действительно рентабельным может быть объект, состоящий из одного-двух этажей, желательно, чтобы это было целое здание. Минимально возможный объект составляет не менее 200 квадратных метров.
Стандартное рабочее место в офисе оборудуется эргономичной офисной мебелью. Оно включает в себя кроме стола и стула, настольную лампу и канцелярские принадлежности. Есть электрические розетки и Интернет, телефонные линии. При желании клиенту предоставляется отдельная телефонная линия. Переговорные комнаты различной вместимости оборудованы панелями, флипчартами. Клиенты и их гости пользуются уборными и кухнями.
Минимальный срок аренды для рабочего места – один месяц. Стоимость аренды — от 6700 руб., до 9900 руб. Кроме того есть и услуги, предоставляющие почасовую аренду рабочих мест и переговорных комнат.
Согласно бизнес-плану компании, срок окупаемости первоначальных вложений составит три года. Чем больше будет офисных центров, тем быстрее окупятся затраты. Открывать одну точку совсем невыгодно – можно разориться в течение двух-трех месяцев.
Сейчас в компании функционируют четыре сосновые службы: коммерческая служба, служба маркетинга и PR, техническо-хозяйственная служба, и финансовая служба. Штат сотрудников постоянно пополняется. Для поиска новых сотрудников используются в основном специализированные сайты. Проводятся очень серьезные конкурсы, благодаря которым удается отобрать действительно лучших.
Услуги компании рассчитаны на современных активных людей, которые все в наше время пользуются интернетом. Поэтому для продвижения своих услуг компания Офис-М использует всевозможные варианты Web-технологий. Сайт компании по аренде довольно популярен и посещаем. Также активная работа ведется отделом продаж компании.
В данном виде бизнеса практически не ощущается сезонных колебаний. В летнее время, клиентов становится немного меньше, но это незначительно. Деловой мир продолжает жить своей жизнью и зимой и летом, и для него услуги компании всегда актуальны.
Безусловно, конкуренция на рынке недвижимости есть. Это и те, кто сдают в аренду помещения под офисы, от простых квартир и до бизнес-центров. Но благодаря особому подходу клиентам с этой конкуренцией справиться не сложно. А непосредственные конкуренты, если о таковых и говорить, то они как открывались, так сразу и закрывались.
Сейчас Офис-М активно развивается. Совсем недавно открылся новый офисный центр на Невском проспекте, 151. Летом планируется открытие представительства компании в Москве. Наша цель , которую можно назвать глобальной — открыть представительства во всех российских городах-миллионниках, а в Санкт-Петербурге наши офисные центры должны быть открыты в каждом районе города.
Компания расширяет не только сеть офисов, но и спектр предоставляемых услуг. Находясь в постоянном контакте со своими клиентами, сотрудники компании стараются максимально изучать и удовлетворять их запросы и пожелания.
Уровень профессиональной подготовки сотрудников, как крайне важного направления развития, постоянно повышается. Для этого используют различные курсы и тренинги.
Для того, чтобы данный вид бизнеса был успешным, все необходимо тщательно продумать и спланировать. Ни в коем случае нельзя пускаться в разного рода авантюры. При открытии бизнеса нужно не метаться из стороны в сторону, а строго придерживаться стратегического плана.
И что очень важно для молодых предпринимателей – не думать, что все слишком просто.
Необходимо быть специалистом в данной области и найти свою нишу. Нет смысла заниматься бизнесом, который ничем не будет отличаться от сотен ему подобных.
И очень важно всегда помнить о сотрудниках. Они обязательно позаботятся о клиентах компании, если компания позаботиться о них.